Одно из определений ответственности, как личного качества, которое мне нравится такое:

Ответственность — способность человека видеть свой вклад в тот результат, который он имеет, а также готовность компенсировать своими действиями результат, если он признается отрицательным (не соответствующим).

Другими словами, видит ли человек свой вклад в то, что происходит вокруг, даже если на первый взгляд этот вклад не очевиден. Что я сделал или что я не сделал, чтобы получить именно такой результат (такую ситуацию), какой он есть.
В глобальном смысле, ответственность за свою жизнь — это как раз способность человека признать, что все, что он имеет в настоящий момент, его жизненная ситуация, отношения, которые его окружают, уровень результатов, карьера (та, которая есть), семейное положение и все остальное — это он создал своими действиями или бездействиями до этого. Способен ли человек это признать и готов ли он что-то сделать для изменения событий, если ситуация его не устраивает.

Как мы в своей жизни говорим о бытовых вещах, например, фраза: «У меня деньги на телефоне закончились» — это безответственное заявление. Это фраза, в которой видно, что человек не берет свою ответственность. Ответственное заявление: «Я не положил вовремя деньги на телефон», или «Я не позаботился о том, чтобы на телефоне было достаточно средств». Понимаете разницу?
Я не говорю уже о привычке людей искать внешние причины и оправдания своим результатам и ситуации в которой они находятся. В работе тоже самое.


Ответственность не возможно передать.

Ответственность можно только взять. Вы не можете взять и наделить юридической или административной ответственностью кого-либо так, чтобы это привело автоматически к развитию его личного качества «ответственность». Т.е. назначив ответственным кого-либо за какое-нибудь дело/задачу, вы не делаете его более ответственным человеком. Этого не происходит автоматически. Да, человек может начать получать последствия за отрицательный результат (как бы отвечать за него), но это не то же самое, что подходить ответственно к делу и брать свою ответственность.

Наделение полномочиями кого-либо и введение системных и административных последствий за результат, не является гарантией повышения степени ответственности человека. Это не связанные вещи.

Вашей задачей как менеджера является создавать такие условия, при которых ваши люди захотят и будут брать свою ответственность самостоятельно, вместо привычки наделять людей формальной, административной и юридической ответственностью-последствиями. Речь конечно же не идет о том, чтобы исключать приказы, распоряжения, должностные инструкции, письменные указания, или договоры. Важно понимать, что все это закрепляет ваше право ввести последствия, закрепить их необратимость. Ответственность (как личное качество/ отношение и подход к делу) нельзя передать, ее можно только взять!


Ответственность не может быть взята на сколько-то процентов, ты либо берешь ответственность, либо нет. Если в менеджменте есть 2 ответственных за одну и ту же задачу, пусть даже один из них ответственный на 99,9%, а второй только на 0,1%, то в результате всегда получится ситуация, когда оба скажут: «я свою ответственность взял и все, что от меня зависит, свою часть выполнил».

Когда вы считаете внутри себя, что ваша ответственность за что-либо (за вашу жизнь) частичная, пусть даже большая, у вас возникают ожидания и требования к миру, ожидания и требования к другим людям. Вы начинаете ждать, что мир, другие люди, тоже должны что-то сделать (взять свою часть ответственности), чтобы ваша жизнь наладилась. Когда вы ждете от других, от мира, от ситуации что-либо, вы бездействуете, подпитывая ощущения бессилия и неспособности повлиять на ситуацию, рассчитываясь со своей совестью (я то все, что от меня зависит сделал).

Лучший способ, которым вы можете стимулировать ответственный подход у своих сотрудников и других людей, это создавать ситуации, когда люди останутся со своей ответственностью один на один. Если вы не создаете ситуаций, когда человек сталкивается со своей ответственностью, ощущает ее в полной мере, и стоит перед выбором «брать» или «не брать», вы не можете ему развить это качество.

Для руководителя это означает, что нужно оставлять людей наедине с трудностями, с моментом принятия решений и осуществления выбора, с моментом совершения ошибок, с самостоятельной работой.
Когда ваш сотрудник жалуется на то, что он не понимает, как и что делать, не может найти выхода, вы можете сделать его работу вместо него, ослабив его в итоге, либо можете оказать ему поддержку, но позволить ему самостоятельно решить проблему несмотря на то, что ему трудно. Это делает его сильнее.


Существует миф о том, что люди не хотят брать ответственность.

Это не так. Большинство людей расцветают, становятся более уверенными и счастливыми, когда начинают брать свою ответственность. Начинают проявлять свою лучшие качества, когда мы помогаем им взять свою ответственность — это делает их сильнее по-настоящему, вместо создания иллюзии и ощущения силы, которое они получают имея какой-то статус или формальные полномочия. Попробуйте оставить человека наедине со своей ответственностью, окажите ему эмоциональную поддержку и веру в него и его силы, и увидите, что с ним произойдет, когда он справиться с задачей и сам станет автором своей жизни. Люди становятся источниками изменений в своей жизни и работе, вместо того, чтобы быть жертвой.


А кто управляет вашей жизнью? Кто решает, что и как вам делать? Кто, тот человек, который «отвечает» за вашу жизнь? Поговорите с ним, может быть он просто спит. 🙂

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.