На днях мы закончили крупный проект, связанный с повышением качества обслуживания в крупной компании. Завершающей стадией проекта была оценка качества обслуживания в выборочных «точках» розничной сети при помощи проверок mystery shopping. Перед завершающей проверкой была проведена оценка качества обслуживания на входе, разработана программа обучения и проведено обучение всего персонала розницы. Хочу поделиться с вами наблюдениями по итогам завершающей проверки.
Проверяющие зафиксировали следующие факты:
- Сотрудники клиентского отдела видят свою функцию, как «живой автоинформатор», т.е. работа взаимодействие с клиентом происходит в режиме формальной консультации, и строится по принципу «вопрос-ответ», причем вопрос со стороны клиента, а ответ со стороны сотрудника.
- Если клиент демонстрирует растерянность или сомнения, то разбираться с этими сомнениями предоставляется ему самому. Если продукт в чем-то не подходит, сотрудники не спешат предложить альтернативу. Складывается такое впечатление, что им, в общем, все равно – воспользуется клиент предложением компании или же нет.
- Другой очевидной трудностью стало неумение сотрудников работать «в бренде». В процессе продажи они не делают акцент на преимущества работы со своей компанией, на ее уникальные предложения и отличия от предложений конкурентов, практически никто не транслирует ценности компании в своем поведении.
Выводы:
- Будет ошибкой считать, что качество работы сотрудников можно изменить только при помощи тренинга!!!
- Повышение качества обслуживания – это скорее управленческая задача (комплексная), и решать ее придется руководителю клиентского подразделения.
- Невозможно изменить ситуацию с обслуживанием клиентов, просто пригласив тренера и перевалив на него ответственность: «Ты их там научи чему-нибудь, чтобы они работали с клиентом лучше».
Тренинг может выполнить вспомогательную функцию, связанную с изменением отношения или развитием конкретных навыков. Но вот применение этих навыков зависит от качества и глубины внедрения стандартов клиентского сервиса руководством компании.
Что необходимо сделать руководителю, чтобы все-таки изменить качество обслуживания?
- Усилить контроль «на входе» для соискателей.
Есть люди, которые вообще не должны работать в сфере обслуживания. Они к этому не приспособлены в силу характера, уровня образования, воспитания и интеллекта. Изменить это несоответствие с помощью обучения невозможно.
- Изменить систему материальной мотивации.
Сотрудники, как правило, прекрасно делают свою работу в части реагирования на запрос клиента, но откровенно слабы в части предложения продукта и/или наоборот. Нужно поставить часть дохода сотрудников в зависимость от количества продаж и/или в зависимость от результатов оценки качества обслуживания (смотря какие аспекты в работе сотрудников необходимо поддержать этой системой, повышение продаж и/или повышение качества обслуживания)
- Повысить качество оперативного управления.
Проводить регулярные собрания-планерки, ежедневные пятиминутки, еженедельные отчетные собрания, четкая постановка задач на день/неделю/месяц и постоянные обратные связи от руководителя. Ключевое слово – РЕГУЛЯРНОСТЬ!
- Приблизить оперативное управление к непосредственным исполнителям.
Руководителю есть смысл находиться в отделе продаж (в клиентском подразделении) в течение дня (регулярно), чтобы поддерживать и контролировать своих сотрудников и давать им обратные связи. Плюс повышение личной ответственности руководителя за действия подчиненных.
- Изменить систему обучения на рабочем месте.
Возможно, ввести институт наставничества: выделить лучших сотрудников и дать им возможность своим примером обучать или стажировать других. Если наставничество поддерживается какой-либо материальной мотивацией – это может стать одним из направлений горизонтального карьерного роста. Руководителю необходимо демонстрировать либо на своем примере либо на примере лучших сотрудников желаемое качество работы.
- Применять менеджмент на основе ценностей.
Объяснять людям, зачем им работать именно так, а не иначе – больше рассказывать о ценностях компании, ее корпоративных принципах и миссии. Люди не роботы, если они знают ответ на вопрос «зачем работать именно так?» и поддерживают этот ответ – их работа изменится в лучшую сторону.
и мн. другое…
В завершении хочу отметить один факт:
В 2006 году нашей команде удалось вывести крупнейшую в России розничную компанию, по результатам независимых оценок, на первое место по качеству обслуживания в Московском регионе среди всех сетей, представленных в регионе и представляющих разные рынки.
К данному результату мы шли несколько лет, проделав колосальный объем работы.
Если вы хотите действительно изменить качество обслуживания в своей компании – придется засучить рукова и начать вjobывать!!!